Обучение молодежи предпринимательству как фундамент развития российского бизнеса. Опыт реализации проекта ER 91 «Программа предпринимательства для обучающихся средних профессиональных организаций «ESTRUS-Pernuers»» в рамках Программы приграничного сотрудничества Эстония-Россия на 2014-2020 гг.

  • 11 декабря 2021 г.
  • 561 просмотр

На сегодняшний день роль предпринимательства в укреплении национальной экономики трудно переоценить. При этом, среди всех ресурсов, необходимых для дальнейшего развития бизнеса в России, важнейшая роль принадлежит ментальным, человеческим ресурсам. Именно поэтому сегодня особое значение приобретает вопрос формирования у будущих молодых специалистов предпринимательского мышления.

Проблема воспитания и обучения будущих предпринимателей поднята и в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» – в рамках «укрепления кадрового и предпринимательского потенциала» страны, стратегия предлагает усилить «развитие обучающих программ по основам предпринимательства», призывает «реализовать меры по увеличению интереса молодежи к началу и ведению собственного дела, а также по поддержке и развитию молодежного предпринимательства».

Сегодняшние изменения в характере и инструментах предпринимательской деятельности настолько стремительны, что современные образовательные стандарты в России не обладают достаточной гибкостью, чтобы учитывать всю динамику потребностей рынка в предпринимательских компетенциях. Особенно это актуально для программ среднего профессионального образования. Так, в стандартах специальностей укрупненной группы 38.00.00 Экономика и управление существует только один профессиональный модуль, так или иначе связанный с предпринимательской деятельностью, который реализуется у специальности 38.02.04 Коммерция. С введением ФГОС 2018 года, по рекомендации ФУМО СПО по укрупненной группе 38.00.00, появилась дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» для специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет и 38.02.07 Банковское дело. Но этого недостаточно для полноценного воспитания целого поколения специалистов с повышенным интересом к предпринимательской деятельности.

В таких условиях особое значение приобретает собственная инициатива учебных заведений по формированию у обучающихся современных предпринимательских компетенций. Для этого необходимо определить уровень требований к методологии обучения, качеству контента, обучающих материалов, уровню квалификации преподавателей, а также результатам обучения в сфере предпринимательства.

На сегодняшний день СПб ГБПОУ «Петровский колледж» реализует несколько программ и проектов, связанных с обучением предпринимательству. С 2017 года колледж участвует в Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WolrdSkills Russia) по компетенции «Предпринимательство», осуществляя подготовку студентов по собственной программе.

В декабре 2020 года Петровский впервые организовал в своих стенах площадку VI Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенции «Управление жизненным циклом продукта» – сложнейшей компетенции, которая предполагает освоение участниками большим количеством предпринимательских навыков и умений.

В 2020 году Петровский колледж участвовал в Программе WorldSkills Express по организации дополнительного профессионального образования лиц, пострадавших от последствий пандемии covid-19, по компетенции «Предпринимательство». Целью программы является содействие занятости отдельных категорий граждан путем приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда.

В 2020-2021 гг. на территории Санкт-Петербурга и Эстонии реализовывался проект ER 91 «Программа предпринимательства для обучающихся средних профессиональных организаций «ESTRUS-Pernuers»» в рамках Программы приграничного сотрудничества Эстония-Россия на 2014-2020 гг., которая направлена ​​на развитие трансграничного сотрудничества между Эстонской Республикой и Российской Федерацией.

Основной целью проекта являлось продвижение предпринимательства и предоставление учащимся партнеров первого опыта трансграничной деловой инициативы. В ходе проекта были созданы и успешно апробированы модели трансграничных мини-компаний студентами двух стран в контексте трансграничных инициатив Эстония-Россия. Модель мини-компании, разработанная и апробированная в проекте, может быть использована и другими учебными заведениями региона. Идеи студентов могут стать началом их будущего бизнеса.

Исходя из поставленных целей, участники проекта получили следующие результаты:

- повышение интереса студентов к сфере предпринимательства, улучшение способности применять полученные знания в реальной жизни, полная подготовка к полноценной работе в обществе;

 - снижение уровня отчисления студентов, так как время обучения для них становится более интересным, эффективным и практико-ориентированным;

- разработаны модели международных студенческих мини-компаний;

- подготовлены рекомендации преподавателям по развитию студенческого предпринимательства;

- создание двух международных образовательных программ по развитию международных студенческих мини-компаний.

Большим преимуществом проекта стало то, что к работе со студенческими компаниями привлекались эксперты–действующие предприниматели из России и Эстонии. Они делились своим опытом, мотивировали и поддерживали участников проекта.   Детальная проработка бизнес-идей проходила в реальной ситуации, близкой бизнес-акселераторам. На итоговом семинаре все команды имели возможность представить проекты перед «инвесторами», которые вместо традиционных оценок     голосовали готовностью «инвестировать».

Лучшие практики, полученные в проекте, преподаватели Петровского колледжа уже начали внедрять в учебный процесс. Так, с 2021 года реализуется рекомендуемая ФУМО дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» для студентов специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет и 38.02.07 Банковское дело. В процессе обучения используются новейшие методы обучения, такие как работа с облачными сервисами, совместными виртуальными досками, с ментальными картами, применяются такие инструменты, как деловые игры, моделирование процессов. При этом соблюдается практико-ориентированная направленность занятий.

Опыт формирования предпринимательской компетенции лег в основу профориентационного курса для школьников «PRO Бизнес». Курс нацелен не только на повышение интереса к экономическим специальностям СПО, но и на формирование у юных обучающихся предпринимательского мышления, ориентацию на открытие собственного дела. На сегодняшний день в стенах колледжа проходят мастер-классы, призванные привлечь внимание школьников к данному курсу и предпринимательству в целом.

Таким образом, реализуется одно из направлений «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства…» в РФ, связанное с тем, что «формирование предпринимательских компетенций граждан начиная с самого раннего возраста должно превратиться в один из приоритетов государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства». В этой связи, профессиональные учебные заведения способны явиться своеобразными «драйверами» популяризации предпринимательства среди молодежи. Реализация совместных с другими организациями образовательных предпринимательских проектов, дополнительных образовательных программ, привлечение к обучению действующих предпринимателей, участие в современных конкурсах профессионального мастерства в сфере предпринимательства – всё это может стать элементами комплексных усилий по выстраиванию в России системы обучения предпринимательству.

 

Пилявский Валерий Павлович, д.п.н., профессор,
ректор АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт Бизнеса и Инноваций»